Родовое бессознательное

«Родовое бессознательное — своеобразная форма притязаний предка на то, чтобы полностью повториться в жизни своего потомка в той же самой форме экзистенции, в которой она один или несколько раз проявляла себя в линии всего рода».

Наряду с понятием «личного бессознательного» Зигмунда Фрейда и понятием «коллективного бессознательного» Карла Юнга, психологом и психиатром Леопольдом Сонди было открыто понятие «родового или семейного бессознательного», которое, по мнению ученого, во многом определяет судьбу человека, и проявляется в его выборах.

Согласно теории родового бессознательного, каждый индивид испытывает влияние фигур предков в своих стремлениях, переживаниях, поведении, и особенно в выборах: профессии, партнера или супруга, друзей, болезни, и даже в выборе способа смерти. То есть, с момента своего рождения человек является носителем той судьбы, которая навязана ему предками. Однако, со временем он становится способным к самостоятельному выбору свободной судьбы.

Решение этой проблематики изначально было положено в основу судьбоанализа и судьбопсихологии Леопольда Сонди. Как направление глубинной психологии, судьбоанализ изучает и помогает сделать сознательными бессознательные притязания рода (предков) личности, то есть, помогает индивиду самому осознанно выбрать свою судьбу.

«В 1956 году Леопольдом Сонди было опубликовано немецкое из­дание книги «Я-Анализ», в которой были пред­ставлены две категории человеческой судьбы: — генотропная, наследственная или навязанная судьба; — свободная, эготропная судьба, связанная с выбором, или Я-судьба. На основании этих определений было выведено заново сформулированное понятие судьбы. Судьба — это совокупность всех унаследованных и свободно выбранных возможностей экзистенции. Таким образом, человек имеет не одну-единственную унаследованную и абсолютно детерминированную судь­бу, как считалось в учении о судьбе (археананкология). Согласно новому учению о судьбе (неоананкологии), человек приходит в мир с многообразием возможностей судь­бы, среди которых он позднее будет иметь возможность свободного выбора. Правда, это произойдет только в том слу­чае, если: — он осознает эти унаследованные возможности экзистенции; — его «Я» и взаимосвязь «Я» с Духом бу­дут достаточно сильными для того, чтобы занять определен­ную позицию.»

В этой книге Л. Сонди писал: «В 1937 г. во время лечебной практики мною было открыто родовое бессознательное, как особенный язык, и оно, само по себе, охватывает изначалье всей человеческой судьбы». Человек рождается с клубком наследственно-обусловленных противоречий побуждений и структуры «Я». Его персональная задача состоит в том, чтобы распускать этот клубок, постепенно осознать и построить из противоречивых «наследственных возможностей» предков свою собственную свободную судьбу.