Теория о моделях судьбоанализа. Философия Сонди
Статья подготовлена по материалам научной работы
академика УАН, Ph.D Олега Мальцева
В рамках написания академиком УАН Ph.D Олегом Мальцевым книги «Философия Липота Сонди» одним из важных этапов исследования выступает рассмотрение моделей и фундаментальных парадигм, на которых основывается Школа судьбоанализа. Как известно, у Сонди ключевой концепцией анализа судьбы, в первую очередь, является выбор. Это базовая категория. Следовательно, с её философского контекста начнётся экскурс в модели судьбоаналитической доктрины мэтра глубинной психологии Липота Сонди (Зонненшайн).
Говоря о бессознательном выборе человека, необходимо отметить, что существует несколько языков, на которых наше бессознательное проявляет себя. Так, личное бессознательное, открытое Зигмундом Фрейдом, говорит языком симптомов, иными словами — языком болезней (в прямом смысле этого слова). Описанное впервые мэтром Карлом Густавом Юнгом коллективное бессознательное изъясняется языком символов. При этом язык родового бессознательного, с которым мировую науку познакомил Липотом Сонди — это всегда выборы человека.
Для начала необходимо рассмотреть такую категорию: «ЧТО выбирает человек?». Липот Сонди, рассматривая в своих работах концепции выбора, даёт такое понятие как «тропизм». По сути, он описывает такую категорию как «выбор» через «тропизм» — следование определённым тропам. Рассмотрим этот принцип на простой модели.
Существует человек, и перед ним, условно говоря, находятся тропы. Причём, этих троп, по Сонди, исчерпывающее количество — их 5 (пять). И выбирая, человек в своей жизни делает этот выбор, как осознанно, так и бессознательно, но двигается по одной из этих пяти троп:
- Первая тропа — это выбор любви (или объекта любви – любимого мужчины/женщины);
- Вторая тропа — это выбор объекта дружбы (объект дружбы – достаточно широкое понятие; это может быть партнерство, взаимодействие, партнер — человек, на которого можно рассчитывать);
- Третья тропа — это выбор профессии;
- Четвертая тропа — это выбор заболевания. Липот Сонди писал совершенно открыто, что каждый человек сам выбирает, как он «себя будет заболевать». Кроме этого, в ряде судьбоаналитических экспертиз даже показывали, как это работает. К примеру, легендарный тренер по боксу Кас Д’амато умер точно таким же образом, как умерла его мать — от воспаления легких в больнице;
- Пятая тропа — это выбор смерти (образа смерти и способа смерти, от крайностей в виде самоубийства до совершенно конкретных заболеваний — рака, случайной смерти или других).
Иллюстрация из книги «Философия Липота Сонди» Олег Мальцев
В философии Сонди модель «тропизма» выступает его основной моделью. Липот Сонди также отмечает: каждый человек выбирает всегда одну из этих 5 троп. При этом, необходимо понимать, что данная модель несколько ограничена. Научная дисциплина судьбопсихологии нацелена рассматривать более комплексные диалектические модели, поэтому можно говорить о том, что человек способен всё выбирать в своей жизни. Более того, тот выбор, который он совершает каждый раз, чётко определяет дальнейшее развитие событий в его жизни.
Человек может выбирать все, что угодно, и этот выбор определяет дальнейший ход событий. Но все дело в том, что модель «тропизма» объясняет лишь бессознательный выбор человека, и является психологической категорией. С точки зрения философской категории, «выбор» является комплексной категорией. Именно поэтому, говоря о философском явлении, так важно учесть и другие типы выбора — выбор осознанный, полу-осознанный, интуитивный, а также прочие виды выбора. Человек выбирает разными способами, используя как интуицию, так и задействуя иные механизмы. И каждый выбор определяет то, что будет происходить с ним в судьбе по жизни. Таким образом, можно говорить о том, что последствием выбора является судьба человека. «Выбор человека определяет его судьбу», — именно так и учил мэтр Липот Сонди.
Почему эти принципы важны?
Выбор человека — это его личное дело. Но выбор также влечет за собой определённые последствия, которые приведут его куда-либо по этому пути. Следовательно, выбор переключает человека с тропы на тропу. При этом, совершенно не важно, какой это выбор — осознанный, полу-осознанный, интуитивный, бессознательный, сознательный. Важно другое: человек «переходит» на другую тропу, и при этом не знает, куда его приведет эта тропа и что будет в конце.
Исходя из описанного, сама система Сонди говорит о том, что не нужно выбирать тропы. Философия Сонди заключается именно в том, чтобы перестать выбирать тропу. Вместо этого, необходимо выбирать тактику, философию, менеджмент и умение управлять условиями. К примеру, если стоит вопрос, тому ли пути следует человек, то лучше сделать выбор в пользу обучения прикладной науки, поскольку она позволяет понимать механизмы, которые решают те или иные задачи. Это выбор лучшей тактики, а не зная тактики, человек не сможет выбрать ту тактику, которая решает интересующий его вопрос.
Таким образом, именно выбор одной из троп приводит человека к поражениям в его жизни. И самое худшее, что можно сделать, это выбирать тропы (одну из троп). Напротив, рекомендуется выбирать философию, тактику, менеджмент и умение управлять условиями. Другими словами, создавая те условия, которые наиболее вероятно ведут к реализации тактического замысла управления этими системами и условиями, что в свою очередь породит философию. Правильный выбор философии породит верный менеджмент. Выбор в пользу эффективных знаний породит важную, умную тактику, что позволит ему работать с любыми условиями.
Это позволит человеку самому строить тропу, без выбора тех троп, которые ему предлагает жизнь. Более того, очевидно, что любое горизонтальное действие («слепое движение по одной из троп») встретит препятствие. И это легко проверить на небольшом эксперименте, в рамках которого достаточно встать и пойти вперед. Человек в любом случае упрется в препятствие в виде стены. Это очень просто. Соответственно, сделаем промежуточный вывод: в целях управления собственной судьбой человеку необходимо перестать выбирать одну из троп, по которой он, конечно, может идти, но выбирать другие категории – тактику, условия, менеджмент, знания. Именно эта концепция является «сердцем» (стержнем) философии Липота Сонди.
Иллюстрация из книги «Философия Липота Сонди» Олег Мальцев
Рассмотрим следующую модель судьбоанализа, которую Сонди описывает в виде «модели автобуса». Принцип выглядит следующим образом.
Представим человека в роли водителя автобуса, который движется по жизни в этом автобусе. При этом, помимо водителя, в автобусе находятся различные пассажиры, которые представляют собой содержание родового бессознательного самого человека. Прямо за спиной водителя (за его плечами) находятся его самые ближайшие фигуры —фигуры отца и матери. И в тот момент времени, когда человек не знает, как поступить (по сути, он не знает, как действовать), он начинает действовать бессознательно. Что это значит? Он отпускает руки с руля, и автобус начинает вести кто-то другой. Кто? Кто-то из родового бессознательного человека, а не сам человек в осознанном состоянии. Безусловно, под руководством этой фигуры у автобуса огромные шансы врезаться в столб, так как человек не знает, КТО на данный момент ведет их автобус, есть ли у него вообще такой навык, и самое главное, в курсе ли та родовая фигура, куда и как его вести. В результате — столкновение со столбом и авария. Затем появляется следующая родовая фигура и все повторяется снова. Новая авария, и новые фигуры за рулем.
Эта модель ярко демонстрирует, как устроено наше родовое бессознательное, в том числе показывает, как срабатывает так называемое бессознательное требование предков. Именно так оно проявляется: водитель отпустил руки с руля, следовательно, дальше будет реализовываться требование кого-то из предков. Последствием реализации такого бессознательного требования всегда будет упор в препятствия и удар, а мощность удара зависит уже от того, как кого жизнь тренирует.
Это модель исключительно бессознательного типа, поскольку в ней отсутствует осознанность. И нельзя сказать, что эта модель «плохая или хорошая». У нее нет качественных характеристик. Она существует, выглядит именно так, и работает таким образом. С точки зрения самого человека, эта система выступает определённым предохранителем в его жизни, чтобы он мог выжить, даже если попадает в ситуацию, в которой не знает, как действовать. Пока человек учится, он чего-то делать не умеет. Ему нужно время для освоения нового для себя навыка. В таком случае срабатывает это родовое наследие в виде предохранителя, которое позволяет это сделать. Так выглядит и устроена эта модель.
Как разрешается модель автобуса? Точно таким же способом, как и предыдущая модель в виде троп. Вместо выбора бессознательного действия рекомендуется выбирать те же компоненты: философию, тактику, менеджмент и условия. Когда человек исповедует такую «философию» — выбирает 4 компонента, а не пути – тогда эта модель автобус не работает вообще. Причина этому проста: изменяется система выборов, тем самым отключается работа этой бессознательной системы. Она работает только на тропах, чтобы вести человека по тропе как на автопилоте. Эта система – как страховочный механизм движения человека по тропе, если он убрал руки с руля, как автопилот самолета. Но если тропу не выбирать, то автопилот не включается. Ему нет необходимости включаться. Такая философия (такой подход) разрешает модель автобуса для человека.
Иллюстрация из книги «Философия Липота Сонди» Олег Мальцев
Следующую модель судьбоанализа, которую надлежит рассмотреть, можно представить в виде «модели сцены». Представим жизнь человека как «сцену», где есть два плана — сама сцена (то, что видят зрители), и закулисье (то, что зрители не видят). Сам человек находится на сцене, что характеризует его настоящее, и согласно тесту Сонди — это передний план. Что происходит за кулисами? На заднем плане — за кулисами — располагаются его предки.
Необходимо заметить, что сама система функционирует по тому же принципу, как и «автобус»: если человек не знает, что «играть на сцене», то в этот момент кто-то из его предков, из-за кулис, выходит на сцену, на передний план, и начинает вместо самого человека играть то, что он считает нужным, и так, как считает нужным. По сути, происходит реализация родовой фигуры, которая попала на передний план (на сцену) из-за кулис.
Таким образом, человек сам, как и в примере с автобусом, «убрал руки с руля автомобиля» в собственной судьбе. Другими словами, он делает бессознательный выбор, следовательно, он не отвечает за то, что делает.
Однако в данном аспекте существует ряд моментов, о которых важно сказать. Как вы понимаете, сам человек, наш герой, никуда не уходит со сцены — именно на него и смотрят зрители из зала. Соответственно, весь мир смотрит на него, а точнее на то, что происходит на сцене, вне зависимости от того, это сам человек «играет», или кто-то другой вместо него, пробравшийся из-за кулис родового наследия.
То, как мир на это будет как-то реагировать — это уже другой вопрос. Но и сцена постоянно вращается. То есть, задний план и передний план постоянно меняются. И меняются они по двум ключевым причинам. Во-первых, потому что происходит изменение фигур между собой (происходит движение фигур на самой сцене, и задний план переходит на передний план). С другой стороны, может происходить переворот сцены ввиду давления извне (в силу неких обстоятельств), что может заставить вращаться эту сцену. На лингвистических примерах это бы выглядело так: «в силу обстоятельств…», «не мы такие – жизнь такая…», «если бы жизнь не заставила, я бы не сделал…».
Так возникает полярность. С одной стороны, жизнь вращает сцену, а с другой стороны — происходит борьба «внутри сцены» между инстинктами человека и защитными механизмами, которые также заставляют смещаться эти фигуры между собой, но это рваный ритм.
Необходимо обратить внимание, что, согласно тесту Сонди, задний план — это то что было и будет (прошлое и будущее человека), а настоящее время — это передний план. И, если выбор человека в настоящее время изменяется с выбора троп на выбор философии, тактики, менеджмента и условий, то задний план также будет изменяться, не выходя на передний план. Таким образом, человек, изменяя будущее, меняет и прошлое, поскольку на заднем плане прошлое и будущее – это одно и то же. Сам тест Сонди показывает, что будущее и прошлое — это одно и то же. В этом суть философии Сонди.
Для того, чтобы поменять будущее, человеку придется изменить прошлое. То есть, перепрограммировать прототипологический блок памяти. Меняя прототипологический блок памяти, он изменяет свое «прошлое», соответственно, изменяется и «будущее». По сути, краеугольным камнем изменения будущего является перепрограммирование прототипологического блока памяти. Если человек не сможет его поменять, он не сможет изменить свое будущее. И, соответственно, не сможет изменить прошлое. Причина этому проста. Память человека — это его прошлое и настоящее. Но изменяя это прошлое, изменяя прототипологический блок памяти, он может изменить собственное будущее. Именно прототипологический блок памяти отвечает за будущее, за возможности человека в будущем.
Рассмотрим небольшой простой пример. Элементом прототипологического блока является текущая разумная модель авторитетов. Если у человека авторитеты одни, то ориентировочное следование «стопам авторитета» его и ожидает в будущем – по факту, стремление человека идти дорогами этих авторитетов. Так опять возникает тропа. Но, выбирая в пользу другого порядка (составной прототип) возникает выбор философии, тактики, менеджмента и управление условиями. Тогда человек меняет будущее.
По сути, как выглядит ответ на вопрос «как создать то будущее, которое хочет человек?»: изменить прототипологический блок своей памяти. И таким образом срабатывает модель «сцены».
Иллюстрация из книги «Философия Липота Сонди» Олег Мальцев
Следующая модель судьбоанализа, которую предлагается рассмотреть, можно представить в виде «модели переливающихся сосудов» и их взаимосвязи. Важно отметить, что эта модель напрямую связана с самим тестом Сонди, точнее с 4-мя важными категориями в жизни человека: субстанцией (знаниями), философией, менеджментом и условиями.
Тест Сонди является одним из самых авторитетных тестов в области психодиагностики. И эти 4 категории – блоки управления судьбой. Следовательно, ядро тест Сонди можно представить в виде целой счетно-решающей модели Сонди, которая позволяет производить расчеты и не дает обмануть человека, с одной стороны, и позволяет достраивать недостающие блоки (неизвестные блоки) человека, с другой стороны. Счетно-решающая модель Сонди была специально сконструирована для проведения исследований в условиях недостаточности информации или сложности ее получения, при высокой степени искаженности данных и при работе с множественными неизвестными (впервые эта система была описана в книге «Обманчивая тишина»). Эти данные позволяют перейти от математических показателей теста Сонди к качественным показателям.
Менеджмент — это система правил, законов, приказов, которые устанавливаются и регулируются руководством. Задача менеджмента заключается не только в организации работы, но и в регулировании внутренних и внешних конфликтов. При этом, менеджмент может специально инспирировать конфликты, в качестве учений, для приобретения необходимых навыков.
Блок условий — это среда, условия жизни, семья, система воспитания, географическое положение, религиозная привязанность, интервальный промежуток (особые события, например, военные действия), исторический период, друзья, школа, университет, тенденции общества, идеология большинства, обычаи, стадия развития общества и т.п.
Блок философии — это субкультура, религия, убеждения, верования, традиции, лозунги, загадки, поговорки, фольклор, то, что в народе является традиционным. Философские размышления.
Все четыре блока СРМ Сонди связаны между собой как сообщающиеся сосуды, что позволяет проводить анализ полученных данных. К примеру, если известна система менеджмента в организации, то при расчете с помощью СРМ Сонди можно выяснить, какие будут навыки у людей в этой организации. Либо, если известна философия, то на соответствующем блоке СРМ можно выяснить, какие это будет создавать условия.
В рамках данной модели возможны ряд моментов, которые необходимо рассмотреть более подробно. Так, может возникнуть конфликт между философией и условиями. К примеру, есть человек, который исповедует определенную систему ценностей, и он отправляется туда, где исповедуются другие ценности. Возникнет конфликт, при этом он может быть, как фатальным, так и не фатальным.
Может возникнуть совмещение условий и философии. К примеру, существуют некие условия, в которые, как в эту «почву», бросаются «зерна философии». Эти «зерна» прорастут, давая впоследствии некие «плоды».
Еще одним вариантом взаимодействия этой системы между собой может быть так, когда две системы могут существовать на одной территории, например культура и субкультура. Они могут конфликтовать между собой, но при этом сосуществовать. Например, Кейптаунская культура, где банды живут рядом с христианской культурой. Между ними нет открытой войны.
Еще одним вариантом является симбиоз, при котором философия и условия совмещаются, и возникает что-то новое, как правило, реактивного характера.
Следовательно, на основании этой «модели соединяющихся сосудов» можно увидеть ту взаимосвязь, которая существует между факторами. Так, при выборе человеком философии, он сможет управляться и с условиями. Если он выбрал верный менеджмент, следовательно, выберет и верную тактику. Все факторы теста Сонди, как в блоке, взаимодействуют между собой. Таким образом, не рекомендуется выбирать путь, но крайне рекомендуется делать выбор в пользу тактики, менеджмента, философии и условий. Причина этому проста. Жизнь — это поединок с внешним миром, и если человек умеет «сражаться», ему будет все равно, какой «путь» перед ним – он сможет создать такие условия, что позволят реализовать то, что нужно. Именно это позволяет человеку самому строить тропу, не выбирая из троп, которые ему предлагает жизнь.
Философия рождает тактику. И это еще раз определяет крайнюю эффективность философии Сонди, поскольку ее истоком является европейский мистицизм, о чем более детально описано в самой книге «Философия Липота Сонди». Сонди является одним из главных мистиков психологии, по этой причине такая связь совершенно не случайна. Судьба, изначально, — это мистическая категория.
Собственно, в данном ключе и раскрывается одна из причин того, почему о Сонди и его учении так мало известно на русскоговорящем пространстве. Он – мистик, как и все европейские ученые, а мистика в религии не приветствуется. Согласно философии науки Европейского мистицизма Бог создал мир, создал людей и все остальное, а человеку дал выбор, чтобы он управлял своей судьбой. Никто не заставляет его принимать те или иные выборы. Мудрые говорили «На выбор человека и Бог не посягает». Это выбор самого человека, который и определяет его судьбу, как отмечает в своих трудах мэтр Липот Сонди.
Иллюстрация из книги «Философия Липота Сонди» Олег Мальцев
Еще одна модель, рассматриваемая в рамках судьбоаналитической дисциплины, представлена в виде 8 батареек как 8 факторов влечения. Так, фактор влечения формируется из взаимосвязанных тенденций влечения, и на «модели 8 батареек» достаточно просто показать и объяснить состояния, в которых бывают этих 8 батарей (как показано на рисунке выше).
Как устроена модель? 8 батареек в точности соответствуют 8 факторам влечения на тесте Сонди. При этом, тенденция влечения показывает, в каком состоянии сейчас заряд той или иной батареи. 4 батарейки — животного типа факторов (животной природы), а 4 центральных батарейки – имеют человеческую природу факторов.
У каждой батарейки существует свой заряд, и он может быть в четырех состояниях: «+» (батарея заряжена или идет ее заряд), «-» (батарея активно разряжается), «+-» (батарея частично разряжена), «0» (батарея разряжена полностью). Детальнее об этом было освящено в прошлой статье «Природа факторов и векторов теста Сонди. Олег Мальцев»
Все батарейки работают одновременно и находятся в разном состоянии. К примеру, одна разряжается в данный момент, другая — заряжается, а еще одна может быть вообще полностью пустая. Состояние заряда батареек постоянно меняется, и оно не стабильно – все батареи могут разряжаться, заряжаться, быть полностью обнуленными, а может быть и крайнее состояние заряда батареи. Такое состояние на тесте Сонди характеризуется знаком «!».
Необходимо сказать, что бывает такой момент, когда «батарея» накаляется до предела. Выглядит это, как предельный накал метал в производстве, когда его, например, нагревают, и температура разогрева зашкаливает настолько, что разогретый метал может пойти вразнос. На примере машин это можно представить в виде сильно раскрученного маховика. Таким образом, если на батарею идет излишнее давление – она может накаливаться, и это видно сразу на тесте. На языке теста Сонди знак «!» называется «гипертония». И чем больше восклицательных знаков – тем хуже. Максимально может быть три восклицательных знака — «!!!». Но и «!», и «!!», и «!!!» знака – достаточно опасно, особенно если они встречаются многократно на тесте, если человек проходит его на протяжении месяца. Именно это свидетельствует о том, что какая-то батарея у человека чрезвычайно накалена.
В чем опасность этой гипертонии? «Гипертония» порождает износ батареи. И это определяет движение человека в психопатию. То есть, если батарея сломается — выйдет из строя и не будет нормально функционировать, то у человека будет психопатия (тупиковый перекос). Важно напомнить, что человек шествует в психопатию всего лишь десятью шагами. Он проходит 10 шагов (10 стадий) прежде, чем станет психопатом. К слову, главный параметр психопатии – человек не может адаптироваться в обществе (дездективность в обществе).
«Норма — это разбавленная патология»
Что такое разбавленная патология? Это равновесие. На примере модели батарее это можно объяснить так: внутри каждой батарейки находится определенная субстанция определенной природы, и по природе этой субстанции каждая из батареек так и называется: h-батарейка, s-батарейка, e-батарейка и так далее.
Человек живет и в процессе жизни попадает в разного рода ситуации, с которыми он может справиться или не может справиться. Следовательно, возникает нагрузка, которая равномерно распределенная на все 8 батарей. Все батареи находятся с управляемом состоянии, и заряжаются/разряжаются в штатном режиме. Но что-то случилось, и в какой-то момент вместо 8 батарей как двигателей начинает работать только две? Что происходит тогда?
Когда человек реализует задачи при помощи автоматики, он задействует, образно говоря, только часть батарей, а не все 8. Но автоматика человека для этого не предназначена, поэтому она начинает перегружаться. Сама система начинает давать сбой в силу перегрузки (распределения большой нагрузки на малое количество двигателей), потому что для решения задачи нужны другие вещи. Автоматика является некой вспомогательной системой по отношению к другим механизмам человека. И если ее использовать не по назначению, а те механизмы, что нужны – не работают, ведет к сбою и системы автоматики.
Рассмотрим эту систему на образной логической модели. Представьте себе двигатель в машине, у которого 4-х цилиндра. И, по идее, двигатель должен работать за счет переключения коробки передач на всех 4-х цилиндрах. Но «движок» сломан, и он работает только на 2-х цилиндрах. Соответственно, вся нагрузка по движению этой массы ложится на два цилиндра. Изначальная расчетная конструкторская система предполагает работу 4-х цилиндров двигателя, и они должны работать на определенной мощности. Но мощность падает, потому что работает 2 цилиндра вместо 4, и вся нагрузка ложится на эти 2 цилиндра. В конце концов, двигатель выходит из строя. Приблизительно так происходит и с человеком. В результате, столкновение со столбом и авария, и многое другое.
В завершение рассмотрим ещё одну модель судьбопсихологии, которую вывел и описал ученик и последователь Липота Сонди – Мартин Ахтних. Это «модель луча и призмы».
Мартин Ахтних – швейцарский ученый; на базе исследований Липота Сонди описал все основные двигательные навыки человека. Другими словами, одну из «троп» отдельно исследовал Мартин Ахтних. Так как он занимался непосредственно профессиональной тропой — профессиональным выбором человека, как человек выбирает профессию, то он предложил следующую модель.
Мартин Ахтних говорил, что всегда существует первичный фактор и вторичный фактор. И «модель луча и призмы» доступно это объясняет. Так, из всех этих 8-ми батарей всегда есть та, которая принимает на себя больше силы, та, на которую идет больше всего давления. И она всегда будет вторая, которая как линза определяет направление движения — куда пойдет этот ток силы.
Сама модель выглядит следующим образом. Представьте себе, что у нас в памяти есть некий источник света — как солнце оно дает луч. Этот луч света направлен из памяти вовне, и проходит через одну из 8-ми батарей. Но, помимо того, что луч проходит сквозь одну из батарей, его затем еще ловит призма. И эта призма углами поворота показывает, куда луч попадет. По сути, луч идет, выставляется призма, и она рикошетит луч в какую-то сторону, в зависимости от качества призмы и ее угла соприкосновения с лучом.
Луч света – это первичный фактор, а призма — преломитель, это вторичный фактор. И вот эта комбинация «луча и призмы» дает выбор профессии человеком. Важно добавить, что лучи изначально проходят через двигательные (это сила), то есть, через 2 фактора, которые движущие у человека. И человек выбирает только «призму преломления», поскольку луч и так проходит. И от того, какую призму выберет человек, происходит выбор той или иной профессии.
Неоднократно в своих трудах Липот Сонди делал акцент на том, что «выбор делает судьбу». И от качества этого выбора зависит многое: в чём и заключается суть философии Сонди. Потому как, если человек совершает выбор бессознательный, то череда всех бессознательных выборов будет его «тренировать», лишая то счастья, то здоровья.
Что такое «череда бессознательных выборов»? Это гарантия перегрузки кибернетической системы автоматики человека, о чем подробнее говорилось выше. То есть, выбор бессознательный – это гарантия перегрузки, за счет препятствий, которые постоянно будут возникать на пути у человека. Каждое препятствие для него – это перегрузка его системы. И, как и любая система, рано или поздно она выйдет из строя.
Таким образом, философия – это первичный фундамент, с которого начинается строительство управляемой жизни. И от того, какую философию исповедует человек, какую «тропу» он выбирает – ту судьбу он себе и определяет. Конечно же, возможно не идти по тропе. Эффективнее перейти к другим выборам: выбору философии, тактики, менеджмента и условий. Потому как, в противном случае, слепое движение по тропам бессознательного заканчиваются одинаково: либо человека лишат счастья — счастья не будет, либо здоровья – человек будет постоянно болеть. И то, и другое – имеет свой исход. Когда-то закончится запас сил и здоровья, или когда-то «счастью придет конец». В итоге, летальный исход и прожитая жизнь, за которую человек сам себя корит, чаще всего, вспоминая, что многое он мог бы в своей жизни сделать по-другому, но исправить уже ничего не дано.