Человеческая жизнь через призму эффективных и неэффективных абстракций
Любопытство и тяга к таинственному
в людях сильней благоразумия и страха.
Борис Акунин
Мир, в котором человек живет, с одной стороны, обыденный, весьма понятен и прост, а с другой стороны, если «копнуть глубже», возникает множество вопросов, нераскрытых загадок, легенд, придуманных мифов, гипотез, которые не может объяснить даже современная академическая наука. Ни для кого не секрет, что в мире существуют явления,видимые человеческому глазу и невидимые. Иными словами, видимые явления человек всегда может увидеть физическим зрением и, следовательно, может дать определенную оценку тому явлению, которое появляется у него перед глазами. Например, когда человек в разговоре употребляет слово «заяц», сразу же появляется представление о том, как он выглядит, где обитает, чем питается, каких примерно размеров и т. д. Человек даже не задумывается о том, существует ли вообще такого рода субъект, как заяц, и правильно ли он себе его представляет. Человек видит одушевленный предмет, а значит, он существует, и его можно исследовать в случае особой необходимости.
Все физические предметы, которые окружают нас в нашем мире, мы можем ощутить, рассмотреть и потрогать. Поэтому научным языком мы могли бы сказать, что видимые вещи для человека являются некими физическими категориями.
Что же касается невидимых явлений, то здесь все намного сложнее. Невидимыми явлениями для человека являются те, которые мы как раз и не можем увидеть физическим зрением, а, следовательно,не можем их потрогать, погладить, поднять, но это совершенно не говорит о том, что этих явлений не существует. Хотя наша современная академическая наука весьма скептически относится к исследованию явлений, невидимых человеческому зрению. Она больше склонна к изучению физических предметов, которые, как ей кажется, более значимы в нашем мире.
Так какие же существующие явления мы могли бы отнести к невидимым? Например, если рассматривать человека, то мы могли бы сказать, что,помимо костей, мышц и внутренних органов, у человека существует еще и невидимая его составляющая, например, память, сознание и психика. Все эти явления мы не можем увидеть собственными глазами и найти картинку в интернете для точного понимания того, как это явление выглядит. Более того, представление подобного рода категорий у каждого человека будет иметь условное и неоднозначное определение, потому что, если собрать за стол триста человек и спросить, как выглядит и устроена человеческая память, ответы будут совершенно разными. Почему мы можем так говорить? На самом деле все очень просто. Ведь кто-то может сказать, что для него память – это прототип или модель жесткого диска, который необходимо отформатировать, освободить от ненужной информации и заполнить образовавшиеся пустые блоки полезными вещами. Кто-то услышал определение памяти в студенческие годы на лекциях профессора психологических наук, терминологические слова которого вызвали жуткое непонимание и множество вопросов, на которые человек так и не получил ответов, а кто-то совсем не усложняет свою жизнь, находя ответы на свои вопросы в интернете. На современном языке таких людей называют «поколение Google», которое использует интернет для сбора неизвестной информации с разноплановыми целями, и одной из них является разглашение собственного мнения или рекомендации о тех или иных вещах.
Рассмотрев на простых примерах, что такое невидимые явления, мы могли бы подойти к более подробному их разбору. Итак, почему же для человека существуют видимые и невидимые явления, и почему невидимые явления вызывают такую сложность для понимания человека?
Все дело в том, что все невидимые явления, представление о которых у каждого человека свое, поверхностное или условное,порождают некие абстракции, или абстрактные категории. Абстракция – это и есть выдуманное представление о тех явлениях, на которые человек не может посмотреть физическим зрением. А так как в процессе жизни и деятельности у человека формируется много недостаточных знаний об этом мире и окружающей среде благодаря учителям в школе, преподавателям в ВУЗах, «мудрым» книжкам и т. п., количество абстракций увеличивается с каждым днем, создавая множество препятствий на пути к осуществлению желаемых целей и управляемых результатов.
Первые абстрактные категории формируются у человека уже с самого детства, когда ребенок начинает задавать родителям вопросы о явлениях, которые он не может увидеть физическим зрением, и поэтому нужны какие-то представления об этом с целью использования этого явления в своей жизни. Например, рассмотрим такую простую абстрактную категорию, как время. Что человек знает об этой субстанции? Если вспомнить школьные годы, то все сводится к одному: время – это некий измерительный прибор, в котором есть такие единицы измерения, как сутки, часы, минуты и секунды. В одних сутках двадцать четыре часа, в одном часе шестьдесят минут, в одной минуте шестьдесят секунд и т.д. Вот и все узкое понимание о времени, которое «проглатывает» ребенок как недосоленную кашу, живя с этим представлением многие годы, а большинство даже до конца своих дней.
Таким образом, данный пример демонстрирует нам, что время рассматривается только в рамках физического прибора– часов со стрелками на руке, часов на телефоне или смартфоне, настенных часов как приборов для определения текущего времени суток. И все это неспроста, ведь на сегодняшний день центральной темой для современной академической науки является наука физических величин. Как говорилось выше, ученые исследуют только то, что можно увидеть, потрогать и т.д., а вещи, которые невозможно увидеть физическим зрением, но существуют, научному исследованию не подлежат. Например, Бог не может быть предметом исследования, потому что это абстрактная категория, которую мы можем только представить. Но тогда возникает интересный вопрос. Психика ведь тоже сама по себе абстрактна как явление, но наука о ней существует, и называется она «психология». Почему же тогда ученые решили исследовать такую абстрактную категорию, как человеческая психика? В чем ее особенность?
В свое время академик УАН Мальцев Олег Викторович написал целую статью о том, как современные школы психологии представляют себе психику. Самое интересное в этом всем – это то, что у каждой школы психологии существует свое собственное представление о том, что такое психика как явление.
На самом деле, если вы перечитаете все книги по психологии, которые сегодня существуют, вы убедитесь, что до сегодняшнего дня психотерапию для человека создать никто не смог. Наши предшественники,Леопольд Зонди, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, на которых стоит вся современная глубинная психология, не смогли или не успели создать терапию.Но именно благодаря этим великим ученым, которые внесли величайший вклад в развитие глубинной психологии, создавая тесты и совершая научные открытия, у нас и по сей день существует наука «психология». Все их труды не забыты, они перешли в современную психологию, но уже в искаженной форме. Как сказал академик УАН Мальцев Олег Викторович: «В мире ничего нового нет. Все новое – это хорошо забытое старое».
Поэтому со временем у человека возникает все больше и больше навязанных абстракций о существующих явлениях, а навязанными эти абстракции являются по одной простой причине – они неэффективны для человека, потому что они, в свою очередь, не дают жизненных управляемых результатов. Например, человек услышал на психологическом тренинге о том, что у человека есть сознание и существуют вещи, которые человек делает сознательно и бессознательно. При этом никто не объясняет, как устроено это сознание, для чего оно необходимо человеку, как с помощью этого сознания добиваться желаемых результатов и т.д. Человек живет с этой навязанной абстракцией в виде чьего-то понимания о сознании на протяжении всей своей жизни. А так как в мире существует много невидимых вещей, на вопросы о которых даже если и есть ответы, то они чрезвычайно неполные, и скаженные и неэффективные для человека, тогда абстракций возникает все больше и больше, что порождает все больше жизненных неудач и ведет к отсутствию результатов.
Еще академик Григорий Семенович Попов в своих исследованиях упоминал, что существует две вещи, которые человеку нужно понять, чтобы кардинально изменить свою жизнь в лучшую сторону на базе абстрактных категорий.
Первое: все, что человек не понимает, для него вредно, даже если это хорошая вещь.
Второе: управляемые абстракции лучше неуправляемых, а эффективные абстракции лучше неэффективных.
Все дело в том, что человеческий разум так устроен, что если с ним не работать с детства, не объяснять все эти абстрактные категории глубоко и понятным для человека языком, он будет искать ответы на свои вопросы в своем жизненном опыте, а так как сформированные с детства абстракции на базе прошлого опыта являются неэффективными для человека, то есть эта информация не дает жизненных результатов и не позволяет жить хорошо, в конце концов человек начинает теряться в пространстве и времени, говоря «Ничему не верю. Верю только в то, что вижу физическим зрением», потому что представление о невидимых вещах в большей степени непонятное и неизвестное, иными словами,абстрактно-неэффективное.
Поэтому Академик Г. С. Попов говорил, что абстрактные категории – это не хорошо и не плохо. Человеку нужны абстрактные категории, но только те, которые работают, то есть являются эффективными для человека, а значит, позволяют управляемо добиваться результатов в жизни. Но чтобы это сделать, человек должен не только превратить абстракцию в эффективную модель, но и мочь ее использовать в жизни.
Таким образом, совершенно неважно, как вы воспринимаете абстракции, главное — эффективно или неэффективно. Чтобы превратить абстрактные категории в эффективные модели и мочь ими пользоваться в процессе жизни и деятельности, добиваясь прогнозируемых результатов, необходимо знать, как устроено собственное сознание и как эту модель использовать в жизни для решения жизненных проблем, ведь только правильное применение сознания ликвидирует неэффективные абстрактные категории, превращая их в эффективные.
Статья написана по лекциям академика Мальцева О.В.