Фатальность судьбы. Судьба без выбора
В преддверии научной экспедиции на Юг Италии академик УАН Олег Викторович Мальцев представил научную концепцию «Судьба без выбора. Фатальность человеческой судьбы». В рамках исследования предстоит работа на стыке трех наук – философии, психологии и социологии. Все три категории будут рассмотрены в концепции.
Сегодня нам уже известно, что Леопольд Сонди, являясь главным представителем и основателем мировой судьбопсихологии, одним из трех китов глубинной психологии, ученым, открывшим миру родовое бессознательное, собрал на одну сцену всю глубинную психологию. Сонди является величайшим психологом в мире и в то же время, как ни парадоксально, самым неизвестным. Сонди не настолько известен, как Юнг и Фрейд, в силу заказной и неправдивой биографии, содержащей огромное количество расхождений и нестыковок. И самое главное, что нам известна лишь часть научных трудов, а те труды, которые Сонди хранил у себя в столе, никто не опубликовал. Весь архив Липота Сонди принадлежит Мальтийскому ордену госпитальеров, его немецкой ветви в Цюрихе. Липот Сонди – это феноменальный человек, многие труды которого остались неизвестными даже после смерти.
Величайшим достижением Сонди является то, что он превратил философскую категорию судьбы в психологическую категорию побуждений, математически вывел побуждения человека и доказал валидность этой формулы, превратив ее в тест Сонди, который сегодня используют психологи, криминологи и криминалисты для диагностики тех или иных фактов.
Концепция Сонди основывается на том, что человек может управляемо делать выбор, который определит его судьбу. Но это крайне узкое описание судьбы в рамках психологии. Дело в том, что человек зависим не только от собственных выборов – существуют явления, которые человек выбрать не может. Например, человек не выбирает родителей, родственников, не может выбрать киллера, который собирается его убить, потому что его выбирает заказчик. Речь идет о безвыборной категории в судьбе.
Об исследовательской концепции, которая основана на анализе безвыборного управления судьбой, никто ничего не знает, так как это требует разбора на стыке социологии, философии и психологии.
Все человечество находится в состоянии судьбы без выбора, большинство не знают, что с ними произойдет через 20 или 30 минут, многие вообще не знают, что их ждет в будущем. Единственное, что им подвластно – это управление собой и собственное развитие. Но когда человек встретится с судьбой лицом к лицу, он не сможет с ней справиться.
Категория выбора судьбы у Сонди неполная по причине того, что существует безвыборная категория, то, что человек выбирать не может. Безвыборная концепция открывает новое направление в науке и как социологическая категория, и как философская категория фатума, которая существует давно, и как категория психологическая. Когда Сонди рассматривал побуждения, он писал о побуждениях человека, то есть мы можем рассматривать собственные побуждения и побуждения других людей. Но речь идет про людей, о существовании которых мы не знаем и выбирать их не можем, однако эти люди могут изменить нашу жизнь и нашу судьбу. Есть множество примеров, как люди пострадали от неизвестных им лиц, недоброжелателей, маньяков, убийц, которых они не выбирали.
Данная исследовательская концепция сосредоточена исключительно на терминальной функции. Системокоординатные обстоятельства и ситуации рассматриваться не будут. Речь будет идти только о терминальной категории судьбы – о выборе без выбора. Данная концепция будет проверяться в полном объеме в ходе экспедиции на Юг Италии.
Первый тезис концепции – «Как другие люди меняют судьбу человека?». В своей философской и психологической концепции Сонди выдвинул идею о выборе, который определяет судьбу человека. В данной концепции речь пойдет о несвободной, фатальной судьбе, о провидении, о судьбе, независящей от человека. Эта концепция исключает все, что человеку ведомо.
Вероятнее всего, эта концепция заслуживает пяти трудов – как и у Липота Сонди есть пять основных трудов. На первом этапе необходимо разобраться с научным обоснованием и научной категорией, а для этого необходимо будет сформулировать предмет исследования. С одной стороны, книги должны описывать само явление фатума и провидения, а с другой стороны –предложить психологические, философские или социальные методы решения задач.
По результатам масштабного исследования прототипологической выборки академиком О.В. Мальцевым удалось получить определенные результаты, а именно – определить количество людей, которые существуют в жизни человека и могут повлиять на его судьбу. Таких людей оказалось восемь:
- Киллер, или палач.
- Идиот, который хочет убить человека. Например, человек пришел на День Рождения, на котором все веселились, выпивали и вроде компания была приличная, но вдруг, по непонятным причинам, его друг приревновал его к собственной жене, взял нож и убил человека. Разве человек мог это предугадать? Кто-то может сказать: «Не нужно ходить в гости к кому-попало». Но, если руководствоваться такой логикой, то нужно вообще сидеть дома под кроватью и никуда не ходить.
- Военный. На военной территории невозможно выбрать военного, который вас убьет.
- Конкурент. Конкурентов люди не выбирают, чаще всего даже и не знают об их существовании.
- Семья. Родителей, родственников, братьев и сестер человек не выбирает.
- Фатальный человек – это может быть кто угодно, даже прохожий на улице.
- Полицейский.
- Священник.
Это восемь типов людей, которые без ведома других меняют их судьбы, как им заблагорассудится. В ходе исследования предстоит выяснить, почему эти люди считают, что они вправе менять судьбы людей так, как им хочется.
Ключевым параметром является то, что в данной концепции человек не может делать выбор, от него ничего не зависит. Что это? Злой рок, судьба или фатум, который может кардинальным образом изменить жизнь человека? Академик О.В. Мальцев вводит понятие «фатальная попытка изменить судьбу»: человек всегда сталкивается с фатальной попыткой изменения его судьбы, которая превращается в фатум.
Возникает ряд вопросов для исследования. Сколько фатальных попыток изменят судьбу человека? Предметом какой науки является данная концепция – философии, психологии или социологии? И самое главное, что с этим всем делать?
О.В. Мальцев: «Я не знаю ответа на этот вопрос, но я попытался найти прототип, который наиболее соответствовал бы предмету данного исследования. Перебрав картотеку персонаж за персонажем, я пришел к выводу, что этот прототип связан с разведкой, например, Штирлиц или Скорин. Я выбрал литературный персонаж, который максимально отвечает параметрам управления этими явлениями».
Обратите внимание, что существует персонаж, но он социально неприемлем, так как человек не может окончить разведшколу или пройти курс специальной подготовки. Но, вспоминая практику наших предков, мы приходим к тому, что разведчик – это преступник. С точки зрения русской уголовной традиции, разведчик – это негодяй и преступник.
О.В. Мальцев: «Я для себя вывел парадигму, что преступник – это самый защищенный человек от фатума. Но меня персонаж преступника не удовлетворил – горят они, как свечки, на ограблениях. Я задался вопросом: “а есть, которые не горят?” Есть такие, которые веками существуют и не горят, и находятся они на Юге Италии – Мафия, Каморра и Ндрангета».
Исходя из этого, восемь факторов, которые мы рассмотрели выше, не могут повлиять на членов этих организаций или влияют в очень малой части, что особо никак на них не сказывается. Если в жизни обыкновенного человека в противовес не существует ничего, то у члена организации достаточно высокий коэффициент сопротивляемости фатальным попыткам изменить судьбу.
Вероятнее всего, постоянное существование фатальных попыток в жизни человека может быть (как гипотеза) причиной существования организованной преступности.
Может ли данное явление быть условием для существования преступности? Этот вопрос будет исследован в рамках экспедиции на Юг Италии, и либо будет доказано обратное, либо будет доказано, что причиной появления организованной преступности является концепция фатальной попытки изменить судьбу.
За ходом исследования вы можете следить на странице журнала «Экспедиция».