Формула судьбы
«Препятствия в жизни человека возникают только в том случае, если человек проживает чужую судьбу, хотя свою судьбу ему никто не мешает прожить, но дело в том, что все люди хотят прожить чью-то судьбу, а не свою собственную»
(Леопольд Сонди)
В данной статье затронуты глобальные вопросы: как формируется судьба человека, какие виды судьбы существуют, почему на бессознательном уровне мы не можем управлять своей судьбой, и что из себя представляет формула судьбы.
Существует определенное стереотипное понятие о «фатальности» судьбы; некоторые эксперты даже заявляют, что судьба и фатальна, и предопределена. Судьба действительно может обладать такими признаками, но только в том случае, когда речь идет о программной судьбе.
Согласно доктрине Судьбопсихологии на бессознательном уровне человек делает выбор в профессии, дружбе, любви, болезни и даже осуществляет выбор смерти. Но этот бессознательный выбор является выбором предопределенным только на уровне программной судьбы. Помимо уровня программной судьбы существуют и другие, а потому судьбу как явление необходимо рассматривать комплексно.
Впервые о судьбе, как о целостном феномене с научной точки зрения говорили великие метры — создатели глубинной психологии — такие как Липот Сонди, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. Если комплексно рассматривать все три направления глубинной психологии, заложенные мэтрами ещё в 19 веке, в таком случае можно не только сформулировать само понятие судьбы, но и проследить, как она формируется и реализовывается: с момента рождения человека до момента его смерти.
Прежде чем исследовать понятие судьбы, опишем механизм, который напрямую связан с формированием судьбы. Мы будем говорить о памяти (или о «бессознательном» как было принято обозначать механизм ещё в 19 веке). Итак, рассматривая устройство бессознательного с позиции глубинной психологии, отметим, что бессознательное состоит из трёх компонентов или «слоёв». Каждый из мэтров глубинной психологии в качестве объекта своего исследования выбрал «бессознательное», но подходы и концепции их были различны, что, впрочем, позволило открыть три слоя бессознательного: личное, коллективное и родовое.
Зигмунд Фрейд, как известно, открыл «личное бессознательное», которое «говорит» с человеком особым языком — языком симптомов. Липоту Сонди принадлежит открытие «родового бессознательного», которое «говорит» языком выбора, а Карл Густав Юнг подарил миру богатое наследие – «коллективное бессознательное». Начинать рассматривать данную систему рекомендуется с личного бессознательного.
Личное бессознательное Фрейда (язык симптомов)
В данном случае речь идет о персональной деятельности человека по присоединению к себе чего-либо. Так, человек неосознанно присоединяет к себе чужие слова, поступки, элементы поведения – будь то жесты или манеры; говоря простым научным языком, происходит присоединение одного из элементов двигательных цепочек другого человека, который для присоединяющего является примером или авторитетом. Такой механизм порождает неэффективные навыки. К примеру, даже когда человек смотрит фильм, ему нравится только какой-то кадр из фильма, он не хочет знать весь фильм, и запоминает (копирует) этот вырванный из контекста кадр. Но дело в том, что в дальнейшем кадр фильма не соответствует всему фильму. И человек, копируя один кадр, получает в своей жизни весь фильм впридачу.
Следующим этапом рассмотрим слой родового бессознательного, которое исследовал Сонди.
«Родовое бессознательное — своеобразная форма притязаний предка на то, чтобы полностью повториться в жизни своего потомка в той же самой форме экзистенции, в которой она один или несколько раз проявляла себя в линии всего рода».
Л. Сонди
Родовое наследие влияет на выбор человека в жизни, и тем самым уже не он сам управляет своей судьбой, но его предки. Рассмотрим, как срабатывает эта система на следующем примере: представьте себе, что вы словно едете по дороге своей жизни в некоем автобусе; по сути, именно вы являетесь водителем этого автобуса; вы держите в руках руль и сами распоряжаетесь тем, куда поедет или помчится ваш автобус. Но дело в том, что в этом автобусе вы не одни. Позади вас, как на сидениях, расположились пассажиры, вернее ваши предки, которым, безусловно, «лучше знать», куда вам нужно ехать и какой дорогой, ведь они старше вас, жизнь уже повидали, а значит теперь и «молодёжь пора учить, как правильно жить». В жизни можно увидеть точно такую же картину, когда родители и родственники говорят куда лучше ребёнку поступать, где ему перспективней работать, затем во взрослом возрасте советуют правильно выйти замуж, так как образование и институт уже за плечами и в «девках ходить хватит» и т.д. Весь этот пассажирский автобус и является родовым бессознательным человека, которое влияет на судьбу человека, диктуя «линию выборов» и, соответственно, поведения водителю автобуса.
Следующий слой нашей памяти — коллективное бессознательное — был открыт Карлом Юнгом. Как известно, особый язык посредством которого мы воспринимаем мир через призму коллективного бессознательного — это язык символов. Первое знакомство с коллективным бессознательным начинается с такого понятия как «маска». Маска – это совершенно естественный феномен с точки зрения поведения любого человека. Как возникает маска? Она возникает в силу того, что каждый человек живет в некой среде, в которой существуют свой силовой компонент — устои, правила, порядки, которые отпечатываются на его модели поведения.
Маска – это определенная социальная роль, которую человек играет, выполняя требования, обращенные к нему со стороны общества. Как говорят «Встречают по одежке, провожают по уму». Вся совокупность стереотипов, преобразованная через систему психологических защит человека и воплощается в определенной линии социального поведения, которое называется маской.
Олегом Викторовичем Мальцевым на основании исследований академика Попова была выведена векторная модель воспитания человека. Согласно векторной модели воспитания человека существуют определенные векторы (параметры), которые определяют дальнейшую судьбу человека. Приведем несколько примеров таких векторов, например, внимание, санкции, запреты и т.д.
Каким образом вектор воспитания в детстве влияет на дальнейшее формирование судьбы человека? Допустим, если родители уделяли ребенку чрезмерное внимание и не выдвигали никаких санкций, то во взрослом возрасте, находясь совершенно в другом обществе, уже вне семьи, такой человек бессознательно будет требовать от окружения такого же чрезмерного внимания и не будет понимать, почему с него за те или иные проступки или ошибки будут взыматься санкции. Любого рода санкции именно такой человек будет считать несправедливыми. И наоборот, если человеку очень многое запрещали и не уделяли много внимания, но были завышенные требования, такой человек будет мучиться определенными комплексами в течении жизни, будет считать, что он чего-то не достоин, что он обязан бороться за свою жизнь; но с другой стороны, он может показывать завидную курсовую устойчивость по сравнению с другими людьми. Эти несколько примеров показывают как такие вектора как внимание, требования, запреты формируют остов (оказывают влияние) судьбы человека, потому что во взрослой жизни человек будет вести себя бессознательно именно так, как сложилась система параметров в векторной модели воспитания. Во взрослом возрасте человек будет неосознанно требовать тех же условий, которые существовали у него в детстве.
Векторная система воспитания позволяет определить тот невидимый компонент, который, в частности, формирует видимое поведение человека. В том числе векторная модель воспитания индивида напрямую связана с формированием его характера, и как известно, характер также является одним из существенных факторов влияния на нашу судьбу.
«Характер – это та самая часть судьбы, которую «Я» уже выкроило или запечатлило в «Я».
(Л.Сонди книга «Я анализ»)
В рамках научных исследований Судьбоанализа при конструировании методики Соло Олегом Викторовичем Мальцевым была выведена формула судьбы человека, которая строго соответствует четырем видам судьбы. Рассмотрим их:
1) Программная судьба соответствует уровню выбора предков, которую исследовал Сонди. На бессознательном уровне человек продолжает программную линию судьбы одной из фигур своих предков.
2) Вариативная судьба соответствует уровню персонального бессознательного, которое исследовал Фрейд. В данном случае мы имеем дело с бессознательной элементарной функцией по присоединению к себе чего-либо. Достаточно часто человек автоматически копирует и присоединяет к себе чужие и выгодные, по его мнению, двигательные.
3) Общественная судьба напрямую связана с этапами реализации механизмов коллективного бессознательного и, в частности, начинается с формирования маски. Как описывалось ранее, именно правила поведения в обществе, каноны, устои и традиции напрямую влияют на формирование маски. Именно маска и общественная доктрина влияют на формирование судьбы человека.
4) Система воспитания, которая является предметом исследования академика Попова соответствует божественной судьбе. Почему именно воспитание связано с божественной судьбой? Если у человека нет в жизни учителя, ментора или наставника, в таком случае тренировать его будет сама жизнь посредством различных ситуаций и событий в, которые чаще всего происходят неожиданно, внезапно, в самый неподходящий момент времени. Существует крайне простой принцип: если человек не хочет тренироваться сам, в таком случае тренировать его будет жизнь и его окружение.
Согласно устройству судьбы и формулы судьбы, О.В. Мальцевым была создана методика «Соло», которая содержит в себе все виды терапии и позволяет комплексно откорректировать судьбу человека. Соло-методика, помимо того, что разрешает главный вопрос, как превратить неуправляемую судьбу в управляемую, позволяет человеку стать тем, кем он в действительности мог бы быть согласно своему богатому потенциалу.