«Профессиональная деформация» как феномен разума
Статья представляет собой компиляцию исследовательских материалов и результатов практических экспериментов, проведенных академиком О.В. Мальцевым в 2022 году. Ключевая цель – выявление причин и сути феноменов разума, определяющих дальнейшее качество приложения усилий с целью достижения результатов.
В рамках исследовательской среды выбрана спортивная дисциплина – стендовая стрельба, которая является качественной средой практических экспериментальных моделей.
Ключевой категорией, впервые представленной в рамках научного исследования феноменов работы разума, является «профессиональная деформация». О роли и значимости данного явления как при принятии решений, в тренировке, так и практическом использовании существующих навыков и знаний, далее и пойдёт речь.
Совесть своей болью ставит задачи, разум – выполняет.
Совесть задает идеалы, разум ищет к ним дороги.
Это и есть функция разума – искать дороги.
Без совести разум работает только на себя, а значит – вхолостую.
«Обитаемый остров», братья Стругацкие
Этап нулевой. Предисловие
Итак, представьте: вы находитесь на полигоне для стендовой стрельбы, у вас в руках специальное ружьё, средний вес которого не менее четырёх килограммов; звучит команда «ДАЙ!» – и на скорости 90 км/ч летит маленькая тарелочка, которую вы за считанные секунды намереваетесь поразить зарядом дроби.
Разлетится у вас тарелка или нет? Успеете вы вовремя вскинуть ружьё, прицелиться и выстрелить? Примете ли вы устойчивое положение ног?
А теперь переформулируем эти и другие вопросы в контексте причины их возникновения: как сработает ваш разум и почему в итоге вы получите либо разбитую тарелку, либо непоражённую мишень?
С целью осмысления качественных ответов, приглашаем читателя совместно пройтись по нескольким этапам нашего лабораторно-экспериментального путешествия.
Этап 1. Какие феномены разума нам в первую очередь позволяет описать модель стендовой стрельбы?
В ходе знакомства с исследовательским массивом предлагается начать наше практическое путешествие в мир феноменов разума с помощью метода явлений. Итак, первый объект в нашей модели – это сам стрелок, по сути, целостная система «человек». Изобразим нашего стрелка в некой стабильной позиции – до того, как он примется разбивать тарелки.
Итак, человек находится в расслабленном состоянии, он просто стоит. Отметим на рисунке два понятия: центр тяжести (точка) и центр масс (круг).
Когда центр тяжести выходит за центр масс, конструкция разваливается, человек теряет равновесие.
По сути, как бы человек ни наклонялся и ни изменял положение тела, если он находится в пределах указанной окружности, он продолжает сохранять равновесие. Как только тело выходит за пределы окружности, человек падает.
Согласно общим положениям физиологии человека, так называемый центр тяжести у мужчин находится в области живота, у женщин – в области таза.
Далее обратим внимание на следующее изображение: спираль, внутри которой показана ось вращения. С точки зрения исследования баланса, важно понимать, что ось вращения сама по себе не является опорой, то есть, если любую ось вращения с достаточно маленькой площадью основания поставить вертикально, она упадёт (пример с ручкой или карандашом).
Итак, оси вращения требуется дополнительная опора. Отметим точку опоры оси вращения на рисунке.
Как принять идеальную позицию при стрельбе в момент вскидывания ружья? Почему вообще важно учитывать некий центр тяжести и выстраивать идеальную вертикаль? Почему происходит нарушение баланса телесной конструкции, и стрелок может начать сваливаться вперёд, буквально перемещая корпус навстречу мишени? Дело в том, что, во-первых, интуитивно люди хотят быть поближе к мишени. Во-вторых, причиной может стать неправильная вкладка. И в-третьих, очень важный момент (об этом будем говорить подробнее в монографии): просто вертикально стоять для человека легко; а теперь представьте, как в руках появляется 4 кг железа и дерева (ружьё для стендовой стрельбы), и эти дополнительные килограммы тянут нас вперед. Соответственно, нужно сбалансировать себя так, чтобы точку баланса ружья приблизить к нашей точке баланса; чтобы она была минимальной; чтобы, когда стрелок держал ружьё, он не чувствовал вес, а значит, точка баланса ружья и центр тяжести стрелка должны образовывать единую вертикаль.
Отдельно отметим в качестве примера, что, если стрелку приходится толкать ружье мышцами, значит, оно плохо сбалансировано, то есть ружье балансируется так, что оно ведётся и ускоряется просто силой мысли. Для этого нужно достаточно хорошо сбалансировать инструмент, изучить его особенности, поставить ряд экспериментов и пр. Хорошо сбалансированное ружье «слушается» своего хозяина; несбалансированное – увеличивает давление на конструкцию тела и переключает на себя внимание.
В момент пристрела нового ружья ещё предстоит поэкспериментировать в том, как и куда располагать приклад: ближе к руке, ближе к щеке или ближе к затыльнику – в итоге ощущения будут самые разные. Сложности определены также поиском оптимального центра тяжести.
Итак, центр тяжести. Не ради простого любопытства мы заостряем внимание на данной категории. По сути, модель стендовой стрельбы показывает, как простые физические явления (нарушенный баланс конструкции «стрелок – ружьё») напрямую влияют на конечный результат. То есть, по сути, основные категории для наблюдения и осмысления для задач любого толка (интеллектуального, в том числе) следующие: равновесие, понятие центра масс и выход за центр масс (что включает в работу вестибулярный аппарат и не дает нам стрелять, вынуждая прежде занять удобное равновесное положение).
Если мы выходим за центр масс, это напрягает, активизирует наш вестибулярный аппарат. Вместо стрельбы мы занимаемся поиском равновесия.
То есть, если стрелок будет стоять, используя одну из ног как ось вращения, а затем ещё в руки возьмёт ружьё (+ 4 кг), он непременно примется балансировать этим ружьем, чтобы не упасть. Ни о какой стрельбе до момента восстановления равновесия речи быть не может. По сути, модель «ракетка – теннисный мяч – человек» ярко характеризует те же позиции и аналогичные задачи. Так, когда спортсмен бьёт по теннисному мячу, он также задействует неким образом двигательную систему, причём визуально он следит за мячом, то есть не смотрит на ракетку (то же самое с битой в бейсболе). Мы обращаем внимание на данные двигательные модели, поскольку они наглядно отражают, как работает разум человека.
Следующие понятия – упор и ось вращения. Упор и ось вращения позволяют человеку двигаться, занимать некое положение относительно мишени, чтобы ее поразить. Если вы бьёте по теннисному мячу, то без упора удар не получится. Будет некий отскок от ракетки, но не удар. (Отскок происходит, если вы выставляете ракетку, а мяч бьётся о неё сам, то есть вы не прилагаете усилия, только перемещаете ракетку в пространстве). С другой же стороны, удар – это целенаправленное, управляемое приложение усилия. Такой удар ракеткой по мячу происходит в момент подачи.
Удар бейсбольной битой по мячу подразумевает то же самое: целенаправленная передача усилия на мяч; мы могли бы его аналогизировать с выстрелом. Почему так? Во время стрельбы по тарелкам мы не смотрим на ружье, мы глазами отслеживаем мишень, встраиваем в сбалансированную конструкцию тела оружейный ствол и за секунды – спуск (то есть вместо удара нажимаем спуск). Представьте: вы заняли позицию, размахнулись и ударили битой по мячу. Теперь то же самое: заняли позицию переместили ружье и выстрелили. Движения идентичные. Принцип нанесения технических действий один и тот же. И что любопытно, с точки зрения особенностей разума, в момент двигательной активности мы не смотрим ни на ракетку, ни на бейсбольную биту. Условно мы могли бы сказать так: ружье выполняет функцию ракетки (для разума нет разницы, это задачи одного типа). Причём само движение (вскинуть ружьё, прежде чем выстрелить) – очень короткое. Далее на практике возникает уже иной вопрос – вопрос времени нажатия на спуск.
Безусловно, руки позволяют филигранно подстраивать телесную конструкцию под мишень. И вот что важно: стрелок не задействует вестибулярный аппарат только в том случае, если есть упор и ось вращения. Дальше возникает понятие движения рук, что позволяет осуществить тонкую настройку.
Этап 2. Знакомьтесь: феномены разума
На втором этапе нашего практического осмысления особенностей работы разума предлагается следующее: теперь вышеуказанные понятия (центр тяжести, ось вращения, упор) рассмотрим в альтернативной плоскости. Так, стендовая стрельба как исследовательская среда позволила наглядно проследить логику срабатывания данных понятий, их роль и значимость. Каково же влияние оси вращения и баланса? Какое их место в работе разума при выполнении иных разноплановых жизненных задач – при проведении переговоров, заключении контрактов или, скажем, выполнении обязательств?
Такое логическое осмысление предлагается начать с понятия «центр тяжести». Как центр тяжести проявляется в плоскости бизнеса и профессиональной деятельности? Академик Евгений Григорьевич Макаров описывал проявление некоего «тяготения» так:
Центром тяжести человека всегда будет центр профессиональной деформации.
Человек, привыкший «решать вопросы» силой стали и оружия будет тяготеть к этому способу мышления; женщина, которая привыкла все решать посредством отношений, даже на собеседование отправится, выбрав соответствующий внешний вид (демонстрация иных навыков глубоко вторична и не рассматривается). Так или иначе, центр профдеформации обнаружить несложно. Человек тяготеет к профдеформации, к плоскости, в которой он устойчив.
Человек стремится к устойчивому, сбалансированному положению (хоть с ружьём на стенде, хоть с информацией на переговорах). Так, у бизнесмена центром профдеформации всегда является некая плоскость, в которой он себя считает устойчивым, где он разбирается, логика которой ясна и применима. Например, бизнесмен, получивший качественное математическое образование, будет считать себя устойчивым в математике; для него математика – это центр профессиональной деформации. И неважно, применимы ли для решения его текущих задач математические или статистические методы – первично само стремление в плоскость, где обретается равновесие. Художник действует соответственно, фотограф, врач, инженер, статист – соответственно. Человек будет перекладывать на жизнь логику плоскости, в которой он чувствует себя в равновесии, пытаясь из собственных профдеформированных представлений пытаться описывать комплексную воспринимаемую картину мира. Допустим, человек «А» знает математику, а человек «Б» в ней не разбирается, соответственно, в математической плоскости человек «А» находится в устойчивом положении, а его оппонент – в неустойчивом положении. Второе лицо будет вынуждено, в первую очередь, восстанавливать собственное равновесие в суждениях и решениях, а потому устремится в свою плоскость профессиональной деформации (нематематическую). Исходя из приведённых примеров, целесообразно ещё раз напомнить принцип прикладной науки выполнения задач, а именно: «работай в плоскости своего влияния», иначе – потеряешь равновесие.
Центр тяжести человека всегда сосредотачивается в центре его профдеформации. Таково практическое открытие академика Е.Г. Макарова, одного из самых видных и деятельных учёных прошлого столетия.
Бывает ли так, что у индивида отсутствует категория профдеформации? Не бывает, у всех она существует как некая склонность к чему-то, к какому-то роду деятельности и способу её реализации. Даже пятилетний ребёнок, капризничая, может устроить целый концерт, чтобы таким способом переключить внимание взрослых на себя и получить требуемую игрушку. Даже в столь юном возрасте человек уже кое-что понял, выбрал в качестве точки опоры для переключения внимания и эксплуатирует этот подход (пускай и неосознанно). Приведём другой пример: для человека взрослого, имеющего отношение к субкультуре, именно субкультура выступает плоскостью профдеформации.
Далее предлагается рассмотреть понятие «оси вращения». Что же может выступать в качестве осей вращения? Дабы избежать путаницы в понятиях, сразу отметим: опора обеспечивает некий комфорт и устойчивость; однако движение – совершенно иное. Итак, осями вращения для человека могут выступать следующие категории:
- Школа. Суждения и принятие решений человека может «вращаться» вокруг школы. Допустим, некое лицо старательно изучало Гарвардскую школу переговоров. Именно эта школа и есть его ось вращения. В бизнесе и в жизни такое лицо будет руководствоваться подходами Гарвардской школы переговоров. Редкость, конечно, когда людям доступно знание нескольких школ переговоров, например, Японской, Гарвардской и Кремлёвской. Однако при такой конфигурации человек уже не ограничен одной осью вращения; у него их целых три, а значит, можно выбирать ось вращения суждений в зависимости от задачи. Итого: если у человека в распоряжении одна школа, соответственно, в мышлении он будет «вращаться» вокруг одной оси; если их несколько, он способен переходить от одного объекта вращения к другому объекту вращения.
- Методика также может выступать осью вращения (безусловно, если она присутствует, если в ходе обучения методика была передана, что происходит далеко не всегда). Например, методика проведения судебной экспертизы: в зависимости от того, какой методикой располагает эксперт, тем он и руководствуется при выполнении профессиональной задачи.
- Технология выполнения задач также может выступать осью вращения.
- Идеология (или философское миропонимание).
- Инструментальный пакет – блок инструментов реализации задачи, доступный человеку. Иными словами, осью вращения является некая область знаний и навыков, которые, как считает сам человек, можно применять в жизни и деятельности. Причем совершенно не важно, эффективна ли данная область. Важно только то, в чём убеждён сам человек, чем он руководствуется, на что он полагается, что именно использует – вокруг этого и будет вращаться фокус его мыслительной деятельности.
Однако центром тяготения всё равно остаётся центр профессиональной дефомарции. Попытка использования оси вращения А не сработала – следует сдвиг в профдефомарцию (обратное тяготение). Разум будет обратно возвращать точку тяготения в плоскость профдеформации.
Если не срабатывает ось вращения (не позволяет решить поставленную задачу), откат производится к центру профдеформации. По факту, мало кто переходит от оси вращения к оси вращения, это уже показатель соответствующего высокого уровня подготовки. Однако в состоянии жизненного тупика, человек «откатывается» к центру профдеформации, чтобы снова обрести потерянный баланс.
Этап 3. О силовом компоненте
Ранее мы указали на такие категории как «отскок» и «нанесение удара», намеренно сделав акцент, что данные категории различны, не тождественны. Данные понятия позволяют осмыслить следующую важную категорию, объясняющую феномены работы разума: применение усилий, то есть силовое воздействие, возможно только из центра профдеформации. Например, условно, для некоторой женщины центром профдеформации является мечта об актёрском образе жизни. Играть, исполнять некую роль – вот метод и способ, диктуемый данной плоскостью профдеформации. Таким подходом и будет руководствоваться человек, причём в большинстве случаев автоматически, не совершая осознанных действий. Выход из равновесия – сдвиг в область профедеформации. Парадигма такова:
Если зашаталась ось вращения – происходит мгновенный сдвиг в область профдеформации – постановка второй точки опоры – восстановление равновесия.
Итак, на основе разбора и анализа движений человека нам удалось рассмотреть, что, когда человек работает с осями вращениями или с центром тяжести, применение усилий возможно только из центра профдеформации. «Удар ракеткой» возможен только из центра профдеформации, всё остальное – это отскоки. И, соответственно, при обеспечении взаимодействия с окружающими людьми заранее можно выстроить конфигурацию, учитывающую особенности профдеформации; плоскость профдеформации военного будет сильно отличаться от плоскости спортсмена-атлета. Условно, если военный и спортсмен попадут в ситуацию, в которой их жизни (или благополучию) будет угрожать, например, группа лиц в нетрезвом состоянии, военный поведёт себя одним способом (применит силу, исходя из своего центра профдеформации), а атлет, вероятнее всего, просто убежит. Разумеется, данный пример умозрителен, однако он отражает разность подходов и, главное, отражает причину этой разности – плоскость профдеформации.
Соответственно, правда ли, что усилия возможно приложить только из центра профдеформации? Фактически так происходит, если человек действует «на автомате», то есть неосознанно. Осознанно, напротив, человек способен самыми разными способами генерировать и регулировать усилие вовне, однако «на автомате» – только из области профдеформации.
Если человек не профессионал, то в условиях нагрузки на видимом поведении мы будем наблюдать «отскоки», сравнимые с неэффективными попытками парировать силовые вектора задачи. И причиной тому – неизвестная область. Допустим, некое лицо умеет играть в шахматы, а вы – нет. Как бы вы ни походили на доске, какую бы шахматную фигуру ни выбрали – будет отскок; причём, в случае поражения возможно переключение в плоскость профдеформации (условно: «пускай я проиграл в шахматы, зато я отлично пилотирую вертолёт, чего не умеют мои оппоненты»). Так сказывается влияние некоей степени давления обстоятельств и задач; в результате система срабатывает автоматически, задействуя наши механизмы разума, тем самым осуществляя переключение в прогнозируемую плоскость устойчивости.
Разум всегда стремится к устойчивости работы в области профдеформации – это и есть его опора.
Профдеформация = Опора разума
Исходя из практики школы судьбопсихологии, при выборе человеком профессии Липот Сонди недаром отмечал, что профессия – это опора судьбы человека. Так, человек всегда прилагает усилия из области профдефомации, что и есть бессознательное стремление, автоматическое по своей природе. И проективный тест профессионального ориентирования Мартина Ахтниха (последователя Липота Сонди) учитывает все эти категории.
В нашем практическом осмыслении рассмотрим и такой вопрос: «Что такое для человека испытание?» Это выведение из равновесия его оси вращения. Как только вы начнете человека выводить из равновесия, например, различными вопросами, он мгновенно переключится в центр профдеформации, откуда и станет прилагать усилия, пытаться сопротивляться, чтобы снова не потерять равновесие. Оттого, например, в бизнесе и встречаются не столько бизнесмены, сколько люди, прилагающие усилия из различных центров профдеформации (от концертных организаторов и актёров до инженеров и изобретателей технологических преимуществ).
Практическая полезность данного открытия, качественно характеризующего работу разума, указывает на обязательную необходимость учёта профдеформации, например, при обучении и в ходе тренировки. Так или иначе, освоение нового навыка – это выход за пределы собственных умений, то самое испытание. И без концепции, без наглядных моделей, без грамотного эксперта-консультанта и эффективной тренировочной программы, учитывающей психолого-физиологические характеристики самого человека, к сожалению, желаемого результата не достичь. Объективное понимание данных особенностей работы разума – весомый шаг по направлению к фактическому достижению замыслов. В противном случае профдеформация может сыграть с человеком злую шутку: может получиться так, что потраченное время (например, 10 лет жизни) на самом дело ушло не на освоение новой профессии и навыка, но на попытку применять то, что уже умеешь, в рамках иной деятельности. Нередко такие попытки ведут к фиаско (как минимум к разочарованию от потраченного времени).
Чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться.
Источниками выступают практические и исследовательские сессии академика, учёного О.В. Мальцева за 2022 год (в том числе, зафиксированные в видеоархиве).
Автор: Лопатюк Ирина