ПОБУЖДЕНИЯ И ВЫБОР 

Наша жизнь состоит из постоянных и переменных составляющих. Что-то меняется с течением времени, а некоторые явления, как математическая константа, непреклонны и не поддаются трансформациям. Природа человеческих побуждений лежит именно в этих постоянных и переменных составляющих. Другими словами, побуждения нам диктует жизнь, по факту, оплетают обстоятельства и ситуации извне.  С друго же стороны, при этом категория выбора относится к человеческому «Я».  В данной статье хотелось бы пояснить взаимосвязь двух ключевых философских категории судьбоаналитической доктрины Липота Сонди «Поубждение — Выбор», и показать, какую роль это взаимодействие играет в судьбе человека. 

В первую очередь заметим тот факт, что у человека существуют так называемые физиологические потребности — потребности, связанные с его телом. Кроме этого, у человека также есть потребности более высокого порядка, например, в самореализации, признании, взаимодействии с другими людьми. Они-то и относятся к категории «Я». Взаимосвязь между телом и «Я» обеспечивает третий элемент системы — психика. Тело человека, безусловно, является эффективно сконструированной системой с механизмами защиты, иммунитетом и тому подобное. Однако тело подвержено повреждениям, которые могут оказаться фатальными. В силу этого, у человека возникает побуждение защитить свое тело от повреждений: найти одежду и жилье, чтобы укрыться от холода и т. п. И это побуждение мы условно назовём первым. 

Второе побуждение, обусловленное телом, это необходимость питаться, что толкает человека охотиться, искать съедобные фрукты и овощи. Следующее побуждение связано с отходами жизнедеятельности человека. Возникает необходимость куда-то девать отходы, чтобы не утонуть в грязи. Это побуждение связано с формой бытия (фактором «p»), то есть, ни одному цивилизованному человеку не хочется жить на мусорной свалке. С человеческой физиологией также связано сексуальное побуждение, которое является одним из серьезных механизмов «перезарядки» тела. Мы пока даже не говорим о побуждении продолжения рода, поскольку для этого требуется второй человек противоположного пола и множество иных факторов. На данном этапе мы говорим только об одном-единственном человеке и его базовых побуждениях. 

Обратите внимание, мы перечислили только самые элементарные побуждения, связанные с выживанием человека. Но из этих простых побуждений уже проистекает множество навыков, которыми человек должен обладать, чтобы выжить. Некоторые из этих навыков достаточно сложные. Например, охота предполагает умение выслеживать добычу, ставить капканы, рыть ямы, убивать добычу. 

Следуя логике классификации побуждений, предлагаем рассмотреть категорию «Я», поскольку именно категория «Я» разрешает указанные физиологические потребности. По факту, физиология тела ставит перед человеком определённые задачи, а «Я» должно придумать, как эти задачи разрешать. Например, из задачи не повредить тело возникло воинское искусство. Люди совершенствовались в этих навыках, что привело к созданию доспехов, развитию вооружения, фортификации, войнам и многому другому. Все это возникло из одного простого побуждения нашего тела — не быть поврежденным. Другими словами, «Я» — это инстанция, которая разрешает вопросы физиологии своего тела. Из этого проистекает понятие фундаментальных навыков — умение построить дом, пошить одежду, прокормиться, приспосабливаться к требованиям окружающей среды. По сути, требования физиологии обуславливают необходимость фундаментальных навыков для человека. (Напоминаем: мы рассматриваем человека, как отдельную единицу, без взаимодействия с другим человеком.) «Я» должно каким-то образом разрешить блок фундаментальных навыков, а впоследствии реализовать эти навыки. На этом этапе и возникает необходимость в психике, поскольку именно она связывает «Я» с телом, обеспечивая возможность реализации навыков. 

Современное общество снижает необходимость в обретении фундаментальных навыков, сводя их «на нет» и превращая в ненужные. Если у человека, скажем, есть социальное пособие, родители его накормят, крыша над головой имеется, в принципе, жить можно — у него не будут развиваться фундаментальные навыки. Можно сказать, что сегодня у большинства людей фундаментальные навыки не развиты. Соответственно, с механизмами психики у людей тоже «не все в порядке». Психика — это механизм, требующий настройки (как фортепиано или любой иной музыкальный инструмент), человек не рождается с отлаженной психикой. Знаменитый философ Локк вообще говорил, что «…от рождения человек подобен чистому листу». Собственно, и поэтому необходимо изначально научиться использовать психику для постановки фундаментальных навыков. Но человек этого не делает, поэтому никаких фундаментальных навыков у него нет. Мы намеренно акцентируем ваше внимание на этом блоке, потому как он представляет собой фундамент, на который достраиваются все прочие навыки в жизни. 

Итак, для наглядности представим себе некую модель в виде пирамиды навыков. Если нет фундаментальных навыков, если у индивида они отсутствуют, в таком случае без фундамента не на что достраивать как второй уровень дополнительных навыков, так и третий уровень специальных навыков. Невозможно построить второй и третий этаж дома, не выстроив прочный фундамент, потому что вся конструкция рухнет. Также ситуация обстоит и с навыками человека. Не пройдя базового уровня, человек не научится приобретать навыки, он вообще не привык думать такими категориями, поэтому все двигательно-лингвистические цепочки будут разваливаться при обучении последующим уровням. 

Вторая проблема заключается в том, что «Я» не научилось с детства разрешать вопросы навыков, а значит, ему не нужны знания. Так, «Я» отказывается от знаний, потому что ему не нужны фундаментальные навыки, как бы парадоксально это ни звучало! 

Поясню, как это выглядит в жизни современного обывателя. Фундаментальные навыки — не быть поврежденным, есть, одеваться — образуют платформу для формирования навыков зарабатывания денег. Если отсутствует этот фундамент, человек не может приобрести дополнительные навыки, соответственно, он не может научиться зарабатывать деньги. Предыдущий уровень навыков не пройден, а психика не тренирована. То есть, такой человек не научился использовать собственную психику для постановки навыков, его воспитали иначе. Для того чтобы приобрести навыки, нужны знания, но, поскольку человек не беспокоится о навыках — знания тоже становятся не нужны. Именно поэтому человек ничего не помнит и не учит, ведь все есть в интернете, когда понадобится, он найдет. Эта тенденция привела к тому, что при устройстве на работу, человека спрашивают о его опыте, а не какими навыками он обладает. Актуальной данная проблематика выступает и в области образования. Вопрос об отсутствии необходимости образования происходит из ненужности навыков, как таковых. 

Теперь давайте обратим внимание на третий элемент этой системы — психику. Как уже было сказано, это связующее звено между телом и «Я», с помощью которого мы можем приобретать навыки. Психика — словно посредник для «Я», позволяющий разрешить задачу навыков. Однако, если человек себе таковой задачи не ставит, психика у него будет не развита. При отсутствии фундаментальных навыков, вместо обучения происходит подражание и копирование за кем-то. То есть, человек просто сморит на кого-то авторитетного, воспринимает его поступки, слова и действия сквозь призму собственных убеждений, и пытается делать так же, просто повторяя увиденное на свой манер и лад. Проблема заключается в том, что копирование не ведет к приобретению навыков, оно ведет к накоплению опыта, того самого багажа, который “…. сын ошибок трудных”. Попытки скопировать кого-то при отсутствии методики тренировки — сродни постановке экспериментов над собой, и ничем хорошим они обыкновенно не заканчиваются. Как говорил Сонди — это либо лишение счастья, либо здоровья.

Рассмотрим описанный принцип на обыкновенном примере из жизни. Допустим, человеку захотелось научиться кататься на скейтборде — в таком случае понадобиться фундаментальный навык «не повредить тело», но у него такого навыка нет, и человек ломает себе руку. Причина банальна — у него нет фундаментального блока навыков, которые связывали бы физиологические потребности с ответом на этот вопрос. То есть, «Я» с помощью знаний, должно было бы придумать, как это сделать, и с помощью психики научить всю конструкцию человека кататься на скейтборде. Однако, в действительности все происходит не так. Человек сразу идет кататься на скейтборде, при отсутствии предварительных навыков, считая, что научится, просто повторяя за другими. Таким образом, приходим к выводу, что при отсутствии фундаментальных навыков, возможно только повторение за кем-то, копирование и подражание. В результате — перелом руки. 

Вы, вероятно, слышали, как часто люди говорят: «Я, мне, мое», — почему они так говорят? В силу отсутствия навыков. По факту, для того чтобы люди ходили на работу, они должны быть неспособны приносить себе пользу. Почему они на это не способны? Все потому, что у них нет фундаментального блока навыков, никто их в детстве не научил приобретать навыки, да им и не сильно нужно было. Как говорили Чезаре Ломброзо и Липот Сонди, чем лучше человек живет, тем хуже у него обстоят дела с фундаментальным пакетом навыков, потому что в них нет необходимости. И тем больше латентная опасность развития психиатрических заболеваний, поскольку психика не отстроена и неуправляема. 

Вся человеческая жизнь, по сути своей, состоит из приобретения навыков. Если жизнь не требует приобретения навыков, психика начинает работать в режиме требования «я хочу!». У человека возникает разнообразная череда реакций и требований, чтобы кто-то все придумал и сделал за него. Его физиология, психика и «Я» не могут работать вместе. Поэтому те люди, у которых эта система работает слаженно, должны для него все принести. На данном этапе представления философии Липота Сонди предлагаем рассмотреть категорию «Я». Ключевыми параметрами «Я» являются «власть» и «деньги» (или их заменители). То есть, наше «Я» «хочет» власти и благополучия. «Быть» и «иметь» — это основные параметры «Я» (на тесте Сонди это факторы «k-p»). Вторые два параметра, характеризующие «Я» — это запреты и степени свободы, до какого предела можно нарушить запрет, то есть, этика и мораль (на тесте Сонди это факторы «e-hy»). 

Таким образом, комплексно складывается определенная модель: один тип побуждений двигается к «Я» снизу-вверх; второй тип побуждений снисходит сверху-вниз к человеку; соединяет эту систему психика. Поскольку у «Я» свои побуждения, а у тела свои побуждения — возникает конфликт побуждений. Разрешается этот конфликт посредством пирамиды навыков, которая примиряет «Я» и физиологию. Сначала «Я», посредством психики, удовлетворяет потребности тела, разрешая вопрос фундаментальных навыков. Впоследствии, на этом фундаменте, «Я» разрешает задачу дополнительных навыков, которые удовлетворяют желания «Я» «иметь что-либо». Потом «Я», посредством психики, ставит третий уровень специальных навыков, которые удовлетворяют потребность «быть». Таким образом, пирамида навыков разрешает конфликт между телом и «Я». 

Поскольку у нас в наличии имеются три блока навыков, было бы логично предположить, что они связаны с тремя требованиями движения в состояние Pontifex Oppositorum. Когда мы говорим о блоке фундаментальных навыков, — это линейные навыки, с которыми человек начинает жить, то есть, навыки интеграции. Неспособность синхронизироваться на систему координат — это проблема фундаментальных навыков. Второй блок навыков приобретается посредством трансцендирования. Третий блок навыков соответствует партиципации. 

Если говорить языком Сонди, Pontifex Oppositorum, как высшая форма развития Я, возникает посредством построения пирамиды навыков. Это инструмент «Я», который выстраивает пирамиду навыков и позволяет всей конструкции «человек» пройти шаг за шагом ступени пирамиды, и выйти на некий постамент для того, чтобы по праву называться Pontifex Oppositorum. Главной задачей для человека остается поиск методики тренировки, которая позволяет выстроить всю пирамиду навыков, разрешив, таким образом, конфликт «Я» и физиологии. Более того, эта методика должна не только решать задачу построения пирамиды навыков, но и позволять совершенствовать все уровни навыков в дальнейшем. 

Здесь у человека есть два пути: 1) попытаться самостоятельно найти и вывести опытным путем эту методику; 2) использовать уже существующие, проверенные методики. В нашем НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» и НИИ Памяти мы успешно используем методику, которая нам передана академиками Г. С. Поповым и А. С. Яковлевым, а также инструментальные комплексы, реставрированные в ходе многолетней научной деятельности. Посредством комплекса «Раструб» разрешается блок фундаментальных навыков. Комплекс «Сектор» предназначен для постановки дополнительных навыков и профессиональной реализации. Для специальных навыков и разрешения задач класса создания, человек использует полнодиапазонные технологии (ПДТ). Таким образом, в прикладной науке существую три инструментальных комплекса, которые позволяют построить блоки навыков интеграции, трансцендирования и партиципации. 

Главный вывод нашей статьи о философской природе побуждений и выборов заключается в том, что каждому человеку придется, хочется ему это или нет, каким-то образом построить пирамиду навыков, дабы разрешить конфликт собственных побуждений. Иначе, в противном случае, он не сможет достойно жить и вообще нормально функционировать. Невозможность нормально функционировать ведет к прямым вертикальным и горизонтальным зависимостям от других людей, что сразу превращает человека в подчиненную единицу, с которой невозможно сотрудничать, поскольку его можно только эксплуатировать. Таким образом, автоматически возникает некое подобие рабовладельческого строя. С одной стороны, рабство давно отменено и в цивилизованном XXI веке незаконно, а с другой — дать человеку умереть с голоду тоже неприемлемо. Следовательно, возникает конфликт интересов между гражданином и государством. Заплатить деньги человеку можно только за что-то, поэтому все люди должны ходить на работу — возникает новая «форма рабовладельческого строя». Круг замкнулся, и что самое главное: при таковом положении разрешить конфликт побуждений не представляется возможным.  И в таком случае, что впоследствии? Неразрешённый конфликт всегда приводит к необдуманным поступкам, те влекут ошибки, сокрушение и разочарование, мышление о справедливости и несправедливости и осознание неспособности что-либо изменить перед лицом фатальной судьбы.  И что остаётся? Повторять исконные, вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»