Вера как судьба

Липот Сонли основал свое учение о судьбе, или судьбоанализ, на следующих фундаментальных предпосылках. Человек изначально соединен с непротиворечивым Божественным Духом и сопричастен Его всемогуществу. Трансцендентная сила существования проявляется как врожденная сила, заложенная в генах. Кстати, когда речь заходит о существовании людей, Сонди отдает предпочтение мифическому, иррациональному языку, соответственно способу выражения своих мыслей. С побуждением «Я» человек берет на себя непростую задачу про наиболее оптимальному распределению бытийной силы в отдельных сферах своего существования. И от того, каким образом он это сделает, в значительной степени зависит его дальнейшая судьба.

Если «Я» односторонне переносит бытийную силу на свою наследственность, то человек оказывается под гнетом навязанной судьбы, что довольно часто находит свое выражение в расизме и национализме, с их подробными экскурсами в прошлое предков. Доминирование наследственно-навязанной судьбы заставляет человека слепо, без лишних вопросов, принимать на веру заветы предков и следовать их жизненным примерам, в результате чего он оказывается неспособным организовать жизнь в соответствии со своими возможностями.

Если весь жизненно-энергетический потенциал обрушивается на инстинктивную жизнь человека, то он проживает навязанную форму судьбы безудержного и импульсивно-неуправляемого характера.

Если пропорционально большую часть при распределении бытийной силы получает окружающая среда, то на долю человека выпадает судьба, связанная с неврозом социального характера. По мнению Э.Фромма, человек с рыночным характером является отчужденным от самого себя, своей работы, своих ближних и природы. Рыночные отношения и, соответственно, личностные особенности приобретают неограниченную власть над людьми.

Если «Я» уступает свою власть рассудку и интеллекту, то человек деградирует до уровня холодного рационалиста, «сомневающегося во всем, что находится за границей разума и чувственного опыта». Он теряет наивысшую возможность человеческого существования – способность к трансценденции. В своем сугубо рациональном мире, где учитывается только то, что можно измерить и поместить в каталог, он «усыхает подобно сухофрукту».

Если все могущество бытия отходит к миру идей, то человек лишается почвы под ногами.

Если «Я» аккумулирует всю полноту бытийной силы в самом себе, то человек раздувается от псевдобогоподобия и становится жертвой магии и чародеев.

Трагедия человека заключается в том, что с побуждением своего «Я» он теряет единство с Божественным Духом, образующим сердцевину его сущности, и постепенно забывает об этом. Отчуждение от Божественной сущности является следствием односторонней ориентации на обыденное сознание, которое, создавая категории пространства, времени, причинности, абсолютизирует рациональность и логику, а также обуславливает раскол между субъектом и объектом. Человек настолько идентифицирует себя с этим типом «бодрствующего» сознания, что уже не в состоянии понять, что его восприятие мира является лишь результатом навязанного ему обществом соглашения о том, как он должен интерпретировать свои ощущения, если хочет считать себя его полноценным членом.

Чем более человек отчужден от своего единства с Божественным Духом, а следовательно, и от своей целостности, тем более энергично он стремится удовлетворить свой порыв к единобытию и партиципации с помощью эрзац-объектов. Сонди полагает, что именно выбор этих эрзац-объектов «делает судьбу» и выделяет следующие варианты.

Один ищет замену для своей потерянной целостности в наркотиках и становится наркоманом.

Другой находит эрзац в формировании ритуалов невротической симптоматики, навязчивый повтор которых делает его жизнь все более программируемой и предсказуемой. Со временем эта симптоматика становится его постоянным спутником.

Третий отрицает повседневную действительность и сооружает в фантазиях новую реальность, предоставляя своему стремлению к единобытию соответствующие объекты партиципации.

Четвертый хотя и не отрицает повседневную действительность в ее настоящем виде, но выстраивает собственный мир идей символов и ритуалов. Такой человек становится философом, поэтом, художником или организатором религиозно-культовых ритуалов.

Сонди считает, что человек сравнительно легко овладевает только теми эрзац-объектами, которые построены при помощи его бытийной силы. Однако в конце концов эрзац становится мучительным и невыносимым, превращаясь в непреодолимую преграду для изначального и непротиворечивого единения с Божественным Духом. Впрочем, существует одна способность человека, определяющая его судьбу и способная реализовать могучий порыв к восстановлению утраченного единства и целостности. Это наиболее приемлемая для людей форма реализации партиципативного стремления называется верой.

«Вера делает судьбу» и сама является судьбой.

 

«Вера – это особенная судьба, построенная на общечеловеческих склонностях, могучий импульс который придает вся полнота специфических наследственных задатков, а воспитательные и социальные факторы окружающей среды либо этому способствуют, либо препятствуют. Вера подвергается нападкам интеллекта, вооруженного логикой. Она получает свой объект в Духе, но существует только в «Я». Со смертью «Я» теряет свою силу и функции веры. Таким образом, духовной инстанцией, которая верит или не верит, является «Я». Как много сказано одной только этой цитатой! Вера как личностная потребность уходит своими корнями в человеческую сущность и занимает по своему рангу, значимости и необходимости место нисколько не ниже любых физиологических потребностей.

Итак, что же понимает Сонди под «верой»? Вера – это «биологически врожденная способность человека к самотрансценденции», то есть, к переходу от своего «Я» к Божественному Духу. Вера означает перенесение собственной бытийной силы на более высокую инстанцию, способность человека к партиципации с полнотой Божественного бытия, которая позволяет ему испытать особое чувство единения в «мистическом союзе» с Богом.

Содержательное и функциональное определение реальности Божественного Духа, постигаемой человеком через веру, Сонди передает в компетенцию теологов. Судьбоаналитики должны определять и более детально исследовать лишь психические функции, а также эмоциональные, глубинно-психологические и когнитивные установки, которые делают возможной трансценденцию человека к Богу. И все же как психолог Сонди позволяет себе следующее высказывание относительно этих функций: «Чем интегрированей «Я» человека, тем более интегрированным будет и выбранный им объект веры, а также вероятность того, что верующий благодаря этой высшей инстанции сможет достичь истинной духовной партиципации. Под верой подразумевается пропорциональное распределение бытийной силы, при котором наследственность и глубинная связь с предками, побудительная и импульсная природа, социальное окружение и микросреда приходят в гармонию с уровнем развития и соответствующей жизненной фазой верующего.

(из книги Липота Сонди «Судьбоанализ»)