Тест Сонди и Африканская культура. Джин Мелон


Джин Мелон
бельгийский психиатр, профессор, член Королевской академии медицины
1998

Szondi and the African Culture
Jean Mélon

Существуют значительные психопатологические различия в функционировании разных культур. Стоит сказать, Сонди показал, что население в западноевропейских странах или в Северной Америке, мало чем отличается. Тестирование с MMPI или с тестом Роршаха по обе стороны Атлантики почти идентичны. Поэтому не возникает больших проблем в общении.

Существуют также исследования, проведенные в Африке, которые изучали депрессию. Они показали, что африканцы подавлены не больше, чем другие индивидуумы, и что меланхолия особенно редко встречалась или вообще отсутствовала в Африке, во всех формах меланхолии, какие мы знаем. Самобичесвание — это все, что происходит на иудейско-христианском Западе.

Сегодня я собираюсь пересмотреть исследования, сделанные за последние 20 лет среди не западных групп населения. Нам важно предупредить об опасности, то есть, отследить эти диагнозы у африканцев. По сути, африканцы имеют почти такой же профиль теста. С помощью этого профиля вы рискуете интерпретировать его, как параноидальную шизофрению, или как меланхолию, или увидеть эпилептического преступника, но, это африканцы.

«Е» означает, что она имеет вид обратного «е», который связан с е-, р- и m-. Эта триада характерна для убийственной тенденции. Убийца — это тот, кто не может контролировать сильные аффекты и во всех случаях накапливает их, и кто получает удовольствие «взбивая пену». Я наблюдал в течение часа субъекта, который сказал, что, когда он вошел в ресторан, он сразу увидел, того, кто на него смотрел и что он найдет этого человека, он задался вопросом, почему был этот взгляд. Большинство окружающих людей не смотрели на него, и у него было ощущение спокойствия, когда он поражал их.

Таким образом, потребность накапливать ненависть происходит в е-, но это немедленно проецируется на p- («Почему они так смотрят на меня, вы что-то хотите от меня». Он сразу в проекции, а m- это драка, разрыв контакта с сомкнутыми кулаками.

Если мы вернемся к нашим примитивам, первые исследования были сделаны Сонди в пятидесятые годы с африканцами. Он отмечает, что у этих субъектов диагноз, который он получает, производится автоматически, и это параноидальная шизофрения. По сути, существует смесь проективного параноида, то есть классически диагональное расщепление типа «+ -» во всех векторах:

SPSchC
+      —+      —+      —+       —

Вышеизложенное не совсем точно, потому что, например, реакция + — в пароксизмальном векторе никогда не повторяется в примитивных популяциях. Все проведенные исследования показали, что этот профиль появляется только у 1-2% популяции примитивной культуры, которая дает профиль e + hy-. Это интересно, потому что в нашей популяции реакция e + hy — это, наоборот, наиболее частая реакция. В любом случае, hy- это очень частая реакция у нашего населения; она достигает 75-80% частоты. Поэтому я считаю, что эта реакция соответствует тому, что Фрейд назвал Суперэго в конце своей работы (в 1923 году в «Эго и Идентификация»).

e + это фактор острого чувства трансгрессии, чувство вины, связанное с желанием убийства; а hy- отображает подчинение правилам. Все это не существует в примитивных популяциях. В этих популяциях у нас будет соблазн думать, что доминирует обратная реакция, то есть P — +, которая является демонстрацией убийственных тенденций.

Глобальный профиль примитива дает следующее:

h  s  e       hykp      dm
+ !variable*o +— (!)    +— (!)

В векторе P это переменная. Акцент делается на том факте, что убийственные реакции проявляются не чаще, чем в нас, но гиперконтроль, связанный с внутренним и сильным Суперэго, не проявляется. Более того, мы должны подчеркнуть очень большую гибкость в модуляции того, что касается пароксизмального вектора.

Сонди не был удивлен, изучая протоколы примитивов, что они были в основном m-. В общем, африканцы, живущие в наших странах, дают m+ только когда они больны; они уже сильно изменены нашими регрессивными тенденциями.

В период латентности m- это реакция, обычно встречающаяся во всех случаях. В этот период ребенок интересен только с когнитивной точки зрения, потому что это возраст, когда все когнитивные способности как бы активируются, на фоне психического динамизма. Это период великого спокойствия, который приносит плоды от обучения, а также закладывает основы ребенка. Человек никогда не бывает таким хорошим учеником, как от 7 до 10 лет. Впоследствии мы снова работаем над нашими демонами, и это заставляет нас падать.

В подростковом возрасте снова вспыхивает реакция d-m+. Я говорю, что «вспыхивает снова», потому что я полагаю, что d-m+ является реакцией, которую можно обнаружить во время Эдипова конфликта. Я ничего не знаю об этом. Необходимо изучить детей в возрасте Эдипова конфликта, чтобы увидеть, в какой момент они попадают в период латентности и что происходит в это время. С тестом Сонди, можно следить за ними на этом пути, практически день за днем. Мне довелось увидеть это у моей маленькой девочки, которой 6 лет. Это все-таки необычайные преобразования, которые действуют в этом возрасте. Это было досадно, внезапно она стала спокойной, как мышь, почти через неделю радикальная трансформация. Очевидно, это была значительная идентификация сасообладания.

Она стала тихой, как мышь, но это также означает, что, вероятно, это было проявление m-. Существует очень мало авторов, которые это изучили. К счастью, для этого есть Винникот, потому что он говорил о тех вещах в период латентности, которые, вероятно, никогда раньше не обсуждались до него. Это наблюдения того, кто разбирается в теме, потому что у него есть опыт. По словам Винникота, типичным для периода латентности является то, что ребенок полностью освобождается от внутренней реальности и обращается к внешней реальности. Кроме того, он использует термин психическая гипомания. Дети этого латентного периода не являются гипоманьяками; они все равно спокойны, но есть психическая гипомания, в смысле растущей энергии и интереса ко всему. Мы можем привлечь их внимание и заставить отвлечься на что угодно.

Следовательно, m- указывает, что субъект держится на расстоянии от внутренней реальности, так сказать, от его внутренних объектов. В принципе, чтобы вернуться к внутренним объектам, необходимо вернуться к эдиповому периоду, что также означает регресс в воображении о возвращении в утробу матери.

Например, самым инцестуозным животным для примитивов является собака, потому что она пытается совать свой нос повсюду. Из-за этого факта она считается инцестуозным животным, у нее нет понятия границ.

Этимологически слово «инцест» (incest) происходит от «in-castus», что означает «то, что не является целомудренным», а тот, кто не является целомудренным, — это тот, кто не соблюдает границы. Примитивы имеют очень четкое представление о том, что является кровосмешением. Если рассматривать понятие кровосмешения, как не соблюдение и переступание границ, как это делают собаки.

Прежде всего, посредством обрядов посвящения, субъект должен уступить своему собственному полу; женщина должна стать женщиной; мужчина должен стать мужчиной. Здесь не стоит вопрос о прозябании в бисексуальности. Те, кто остаются в своем состоянии, имеют особый рост, а те кто не пришел к соответствию своему полу, остаются меньшинством на стороне. Это означает, что они провалили посвящение.

Фрейд обнаружил прогресс в нашей культуре в смысле невротика и Суперэго и регрессии, — все, что было тесно связано, — потому что, с точки зрения Фрейда, нельзя было прогрессировать, не становясь все более и более невротичным, поскольку человек отрекается все больше и больше. Да, но это отречение сопровождается бессознательной регрессией, а то, что является признаком нашей обобщенной регрессии, — это возвращение в позицию d- m+. Это очень часто встречающаяся позиция у невротиков; это его регрессивный признак. Также d- m+ означает возвращение в мир детства или возвращение, в любом случае, к определенному миру, имеющему признак инфантильности.

Разрыв в контакте, характеризующий примитивов, в значительной степени компенсируется очень контактным Эго, потому что на уровне Эго все они одинаковы в своей культуре. Человек не находится в контакте, можно сказать, в m-, но он подобен другим: «Ты мой брат. Очевидно, что думаешь также. Невозможно, чтобы кто-то мог подумать подругому». Но для того, кто управляет компанией, это другое, существует. В то время, как у нас существует тенденция собираться вместе и не соблюдать домашние барьеры. У примитивов вы не можете войти в дом соседа без церемониального переступания порога его дома. Зайти в чужой дом, это контакт. В общем-то достаточно позвонить в звонок, но если кто-то этого не делает, мы не придаем этому большого значения, потому что это не то, что определяет личность. У притивов напротив, определяет, поэтому это очень серьезно, если вы входите просто так: «Это я!». Вы совершили серьезное преступление; будут репрессии.

У примитива есть две формы Эго. Существует Эго Sch 0 -, чистое участие (партиципация); а затем есть интроекция Sch + -. Субъект Sch 0 — не испытывает никакой необходимости дифференцировать себя; субъект Sch + — испытывает потребность в приобретении (k+) и интродукции некоторых качеств, которые должны придать определенную индивидуальность. k+ соответствует необходимости для субъекта интроецировать его фамилию или его тотем. Например, если я «хитрый бизон», необходимо, чтобы я был похож на хитрого бизона. Не удивительно, что в период латентности тотем имеет определенное значение. Мы сохранили этот обряд, и это продолжается с каждой эпохой. Это соответствует процессу идентификации, который действует в этих эпохах.

Несмотря на то, что позиция k- появляется у нас уже в период латентности и необходимость принятия себя таким образом, который уже не является мистическим, захватывается мистическими идентификациями. Все это происходит очень рано, речь идет о маленьких детях. Ребенок учится регулировать свое поведение в соответствии с рациональными критериями и реальностью все больше и больше.

Сравнивая примитивов с нашей манерой функционирования, можно сказать, что между примитивными функциями, когда нам было 8-9-10 лет, и функциями в те века, не так много различий.